Штурмовая машина «Шар-Шнейдер»

Штурмовая машина «Шар-Шнейдер»

Штурмовая машина «Шар-Шнейдер» (или «Шнейдер СА») была создана по указанию полковника Ж. Эстьена, который еще в 1915 году предложил использовать обшитые броневыми листами трактора для буксировки специальных бронированных салазок с личным составом для внезапной атаки переднего края обороны немцев на Западном фронте. Тогда Эстьен остановил свой выбор на американском тракторе «Холт», который вскоре переоборудовали в артиллерийский тягач и стали широко использовать в войсках. Эстьен обратился к командующему французской армии и получил его поддержку. В качестве подрядчика на выполнение работ была выбрана оружейная компания «Шнейдер».

Производство

По планам, первые 200 машин «Шнейдер СА» должны были выпустить к концу 1916 года, однако темп производства был очень низким и лишь к середине 1917-го эта техника поступила в войска. «Шнейдер СА» представлял собой металлическую коробку, установленную на шасси трактора «Холт». Вооружение включало короткоствольное орудие калибра 75 мм и два пулемета. Двигатель развивал мощность 41 кВт (55 л. с), для увеличения запаса хода установили два топливных бака (по бортам центральной части корпуса).

Броневая защита оказалась слабой, и немало таких машин было выведено из строя единственным попаданием снаряда. В результате было принято решение увеличить толщину брони с 11,5 до 19,5 мм. От идеи буксировки бронированных салазок с десантом также пришлось отказаться, и машина превратилась в средство непосредственной поддержки пехоты. «Шнейдер С А» не снискал успеха, поскольку его проходимость по пересеченной местности была неудовлетворительной. В мае 1917 года, когда было выпущено около 300 машин, приступили к выпуску транспортных «Шнейдер CR» (со снятым пушечным вооружением и увеличенной на 8 мм бортовой броней). Как уже отмечалось, эта техника не сыграла заметной роли в боях, однако подтолкнула французов к идее создания учебной бронетанковой школы, которая была открыта в местечке Шамплие в октябре 1916 года. В школе изучали теорию и практику боевого применения бронетехники. Одним из ярких уроков стало неудачное наступление французских войск в апреле 1917 года, когда из 132 участвовавших в атаке машин «Шнейдер СА» было потеряно 76, причем значительная часть — из-за поломок на поле боя. Последний серийный «Шнейдер СА» был выпущен в августе 1918 года. Вскоре внимание танкостроителей переключилось на выпуск нового танка FT 17 «Рено», и через небольшой промежуток времени в войсках оставалось не более 100 машин «Шнейдер» — в большинстве транспортных. Тем не менее несколько «Шнейдер СА» с пушками участвовали в боях и в 1918 году.

Сайт управляется системой uCoz