Средний танк М4 «Шерман»

Средний танк М4 «Шерман»

Когда был организован массовый выпуск среднего танка М3, конструкторы уже завершали работы по созданию новой модели с орудием калибра 75 мм. Чтобы сэкономить время, было принято решение использовать корпус и ходовую часть модели М3 (корпус при этом пришлось незначительно переделать под новую башню). Прототип был готов в сентябре 1942 года и в документах именовался как средний танк Т6. Считалось, что благодаря литой башне удастся быстро наладить массовый выпуск новой техники.

Производство

В серийное производство машина пошла под обозначением средний танк М4. Вооружение включало 75-мм пушку и три пулемета —- спаренный и курсовой калибра 7,62 мм и 12,7-мм зенитный. Толщина брони в базовой модели составляла от 15 до 76 мм. Новая машина прекрасно зарекомендовала себя в войсках США и их союзников и выпускалась большими партиями. К 1945 году, когда выпуск М4 был прекращен, было построено более 40 ООО таких танков в различных вариантах и модификациях. Так, устанавливали разные силовые установки, пушки калибров 75, 76 и даже 100 мм, на базе М4 были созданы и выпускались саперный танк, танковый мостоукладчик, истребитель танков, огнеметный танк, БРЭМ, САУ, машина разминирования и другие варианты. Можно сказать, что М4 был для союзников аналогом советского Т-34.

Средний танк М4 «Шерман»

Британская модель

Британская армия получила значительное количество танков М4 по «лендлизу». Боевое крещение английских танков этого типа произошло под Эль-Аламейном в октябре 1942 года. В Великобритании М4 присвоили обозначение «Генерал Шерман» (или просто «Шерман»), и эти танки стали самыми массовыми на вооружении британской армии вплоть до окончания Второй мировой войны. Английские специалисты разработали на его базе несколько модификаций, наибольшую известность среди которых получил «Шерман-Файрфлай». Эта модель,созданная в 1944 году, была вооружена 17-дюймовой пушкой и оказалась единственной среди английских танков,которая в ходе операции в Нормандии могла на равных соперничать с немецкими «Тиграми» и «Пантерами».

Средний танк М4 «Шерман»

На танке М4 («Шерман I») устанавливался двигатель «Райт Уайрлвинд» мощностью 263 кВт (353 л. с.) или «Континентал» R-975 (298 кВт, 400 л.с), на М4А1 («Шерман II») — 9-цилиндровый дизельный двигатель «Катерпиллер» мощностью 336 кВт (450 л. с), модель М4А2 («Шерман III») отличалась клепаной башней и силовой установкой в составе двух дизельных двигателей 6-71 «Дженерал Моторс» мощностью 313 кВт (420 л. с), на М4АЗ («Шерман IV») устанавливали двигатель «Форд» GAA мощностью 373 кВт (500 л.с.) и новую подвеску, а на М4А5 («Шерман V») — двигатель фирмы «Крайслер» мощностью 317 кВт (425 л. с.) и пять топливных баков. В обозначении английских танков буквами обозначали установленное основное вооружение. Если стандартное вооружение включало пушку калибра 75 мм, то литера А означала, что данный танк вооружен 76-мм пушкой, В — 105-мм гаубицей, а С — 17-фунтовой противотанковой пушкой. Индекс W в обозначении модели американского М4 означал, что в данном танке боекомплект хранится в увлажненной боеукладке (для снижения риска возгорания). По мере появления новых, более совершенных модификаций изменялась и броневая защита. Так, если в модели М4А2 минимальная толщина брони составляла 13 мм, а максимальная — 103 мм, то в М4А3 эти показатели равнялись 15 и 100 мм, а в М4А4 — 20 и 85 мм соответственно.

Средний танк М4 «Шерман»

Побеждать числом

К концу войны в Европу были переброшены тысячи танков М4, они имели безусловное, подавляющее численное преимущество на поле боя, что и сделало их «героями войны». М4 был весьма далек от идеального танка. Когда немцы стали применять танки с мощными пушками, союзники предпочитали держать свои М4 в тылу, поскольку в танковом бою у них не было шансов выжить. Экипажи были вынуждены обкладывать корпус и башню мешками с песком, чтобы хоть как-то повысить живучесть. Это утяжеляло машину и снижало ее подвижность. Высокий силуэт также способствовал тому, что противник обнаруживал М4 еще до того, как танки вышли на рубеж перехода в атаку. Много нареканий вызывали далекие от комфорта условия работы экипажа и крайне стесненный объем боевого отделения. Многочисленные типы силовых установок создавали большие проблемы со снабжением запчастями и проведением ремонтно-восстано-вительных работ.

Средний танк М4 «Шерман»

Средний танк М4 «Шерман»
  • Габариты: длина с пушкой вперед 7,52 м, длина корпуса 6,27 м,
    ширина 2,68 м, высота 3,43 м
  • Экипаж: 5
  • Масса: 32,28 т
  • Максимальная скорость: по шоссе 47 км/ч
  • Вооружение: 37-мм пушка, четыре 7,62-мм пулемета
  • Силовая установка: бензиновый двигатель GАА V8 «Форд»
    мощностью 336 или 373 кВт (450 или 500 л. с.)
  • Запас хода: 161 км

Сайт управляется системой uCoz