В середине 1950-х годов на вооружение Советской Армии поступил БТР-50П — первый в СССР гусеничный бронетранспортер. Машина была создана на шасси плавающего танка ПТ-76 с демонтированной башней и видоизмененной передней частью броневого корпуса, в которой размещались командир и механик-водитель. Позади были установлены поперечные скамьи, на которых могли разместиться до 10 мотострелков с вооружением. Двигатель разместили в корме машины. В первых серийных БТР-50П десантное отделение не имело крыши, что, наряду с отсутствием системы защиты от ОМП, западные специалисты отнесли к недостаткам конструкции. В передней части десантного отделения на треноге был установлен 7,62-мм пулемет, в задней была предусмотрена возможность установки безоткатного противотанкового орудия калибра 57 или 85 мм. Следующей модификацией стал БТР-50ПК с полностью защищенным десантным отделением и системой защиты от ОМП. Вооружение состояло из одного 7,62-мм пулемета, установленного на крыше. В Чехословакии был организован выпуск созданной на базе БТР-50ПК машины ОТ-62. В отличие от большинства западных плавающих БТР, которые движутся на плаву за счет вращения гусеничных лент, БТР-50ПК был оснащен двумя водометными движителями, которые обеспечивали скорость до 11 км/ч.
Другие модификацииНа базе БТР-50 были созданы две командирские модификации, или машины управления — БТР-50ПУ модель 1 и БТР-50ПУ модель 2 (в первой был один водомет, во второй — два). Обе версии имели закрытый кузов, в котором размести дополнительные радиостанции и генератор. Внешне машины отличались от обычного БТР-50ПК большим количеством антенн. Кроме того, были разработаны модель МТК с минными тралами и установкой для запуска удлиненных зарядов разминирования, а также машина технического обеспечения МТП (передвижная мастерская). Многие БТР-50 различных модификаций до сих пор остаются на вооружении армий многих стран мира. Такие машину участвовали и в боевых действиях — их применяли войска Северного Вьетнама, а также Сирии и Египта, причем египетские войска использовали БТР-50 при форсировании Суэцкого канала ходе шестидневной арабо-израильской войны 1973 года.