Американские легкие танки ведут свою историю с 1920-х годов, когда было создано несколько легких бронированных машин непосредственной поддержки пехоты. В начале 1930-х был разработан легкий танк М2, который послужил базой для семейства машин, имевших индекс М2. Танк был вооружен пушкой калибра 37 мм и для своего времени считался довольно совершенной конструкцией, но к 1940 году серия, последней модификацией в которой стал танк М2А4, уже устарела.
Усиление бронированияКомандование американской армии внимательно следило за событиями, происходившими в Европе в 1940 году. В США понимали, что необходимо усилить броневую защиту бронетехники, в том числе легких танков. Усиление бронирования влекло увеличение массы. Соответственно возникала необходимость усилить подвеску. Все эти требования были воплощены в новом легком танке М3, созданном на базе М2А4. В начале 1941 года было организовано серийное производство М3, а с вступлением США в войну была разработана модификация М3А1. Были внесены значительные изменения в конструкцию корпуса и башни. Всего было выпущено 5811 танков М3 всех модификаций. Вооружение М3А1 включало пушку калибра 37 мм и пять 7,62-мм пулеметов — спаренный, зенитный и три курсовых (один в башне и два в корпусе). Толщина брони варьировалась от 15 до 43 мм.
НадежностьТанки М3 участвовали во всех кампаниях, которые вели в то время американские сухопутные войска. Машина оказалась весьма надежной и пользовалась среди танкистов уважением. Такие легкие танки массово поставлялись некоторым американским союзникам, в первую очередь Великобритании, где им присвоили обозначение «Стюарт». С точки зрения британских специалистов, это была несколько тяжеловатая для легкого танка машина, однако танкисты быстро оценили ее надежность и неприхотливость. Единственное, что вызывало недовольство англичан, — танки поставлялись с различными силовыми установками. Обычно устанавливался бензиновый 7-цилиндровый двигатель «Континентал» (танк с таким мотором англичане назвали «Стюарт I»), но в целях скорейшего удовлетворения всех заявок в США стали на некоторые машины устанавливать дизельные двигатели Т-1020 фирмы «Гилберсон» («Стюарт II»), что создавало проблемы в снабжении ГСМ и запчастями. Впрочем, эти трудности были преодолены.
МодификацииМодификация М3А1 («Стюарт III» и «Стюарт IV» с бензиновым или дизельным двигателем) отличалась гиростабилизированной пушкой и силовым приводом поворота башни, а М3А3 («Стюарт-V») имела увеличенный объем отделения механика-водителя и усиленную броневую защиту. Поскольку 37-мм пушка оказалась откровенно слаба для боя, с 1944 года некоторые М3 были переоборудованы в разведывательные и командно-штабные (с танков были сняты башни), другие переданы Красной Армии. В модификации М3А5 были установлены два двигателя «Кадиллак». В Великобритании их называли «Стюарт V», впрочем, как и более позднюю модель М5А1, которая отличалась усовершенствованной башней с характерным удлинением ее задней части, где разместили радиостанцию.