БРЭМ

БРЭМ

Для солдат на передовой каждый танк имеет особое значение, поэтому возвращение в строй неисправных или поврежденных боевых машин является первостепенным делом. Нередко эвакуация поврежденной техники с поля боя происходила под огнем противника, и танки стали оснащать лебедками, кранами и другими приспособлениями, чтобы облегчить экипажам выполнение этой задачи. Однако в годы Второй мировой войны были созданы специальные бронированные эвакуационные машины (БРЭМ), различные типы которых вскоре появились на вооружении армий многих стран мира.

БРЭМ

Создание БРЭМ

Практически все типы БРЭМ были созданы на шасси боевых танков,которые в ближайшее время планировалось снять с вооружения. Таким образом, шасси получали вторую жизнь и оставались востребованы. В Великобритании в годы войны наибольшую известность получили БРЭМ, разработанные на базе танков «Крусей-дер», «Ковенантер», «Кентавр», «Кавальер», «Кромвель», «Рэм» и «Черчилль». На первых БРЭМ конверсия в вариант Mk I осуществлялась достаточно просто — с боевого танка снимали башню с вооружением, боевое отделение оставляли открытым, на машину устанавливали различное инженерное оборудование (лебедки, краны, подъемники и т. д.). Для повышения грузоподъемности кранов иногда использовали выдвижные опорные плиты. Модификация Mk II (обычно в этот вариант переоборудовали танки «Черчилль» Mk III и Mk IV, а также «Шерман» V) отличалась тем, что башня не демонтировалась, но в ней оборудовалось рабочее место крановщика, что обеспечивало ему лучший обзор и надежную защиту в случае падения груза (грузоподъемность крана достигала 60 т). Кроме основного крана, имелись два дополнительных — впереди корпуса грузоподъемностью 6 т и в кормовой части грузоподъемностью 3,5 т. Все БРЭМ Mk II оснащались опорными плитами.

БРЭМ

Американские БРЭМ

Американские БРЭМ также создавались на базе танков, но, в отличие от английских, они проходили переоборудование не в войсковых мастерских, а в заводских условиях и были более тщательно продуманы. Типичным примером того периода может служить американская БРЭМ M32. В танковой башне с 81-мм дымовыми гранатометами оборудовали место крановщика (грузоподъемность крана составляла 27,2 т), а в передней части корпуса установили Л-образную стрелу. Практически вся верхняя поверхность машины использовалась для крепления различного инженерного оборудования и инструментов. БРЭМ М32 выпускались в нескольких модификациях. На базе танка МЗ была разработана БРЭМ M31 с краном в кормовой части. Англичане также переоборудовали часть танков МЗ «Грант» в БРЭМ, демонтировав башню с вооружением и установив на ее место мощный кран. Американские БРЭМ производились в таких массовых количествах, что союзники были вынуждены переоборудовать часть из них в артиллерийские тягачи. Надо признать, что ни одна из английских и американских БРЭМ не могла сравниться с германским аналогом, разработанным на шасси танка «Пантера».

Эта немецкая БРЭМ по праву завоевала известность как самая мощная и функциональная машина своего класса периода Второй мировой войны. Впрочем, это можно объяснить тем,что только немцы имели на вооружении такие тяжелые танки, как «Тигр» и «Пантера». Соответственно, союзникам не было необходимости создавать сверхтяжелые и сверхмощные БРЭМ, а имевшиеся машины вполне успешно справлялись с задачами по эвакуации поврежденной бронетехники.

БРЭМ

«Пляжные» БРЭМ

При планировании высадки войск союзников в Нормандии особое внимание было уделено использованию БРЭМ для эвакуации неисправной и поврежденной техники непосредственно на побережье и даже на мелководье. С этой целью были разработаны и в 1943 году представлены на испытания созданные на базе танков «Черчилль» и «Шерман» специальные «пляжные» БРЭМ типа BARV (Beach Armoured Recovery Vehicle). Для обеспечения забора воздуха для нормальной работы двигателей в кормовой части были установлены высокие воздухоприемные и выхлопные трубы,корпуса сделали водонепроницаемыми. Таким образом, эти специальные БРЭМ могли действовать в воде на глубине до 2,1 м. Экипажи прошли легководолазную подготовку, в их экипировку включили дыхательные аппараты и маски, которые использовались при закреплении на эвакуируемых объектах буксирных тросов под водой.

Модель на базе танка «Черчилль» была отвергнута на ранней стадии, поскольку возникли проблемы с обеспечением герметичности корпуса из-за расположенных по бортам люков и лючков. Дальнейшие разработки сосредоточились на совершенствовании БРЭМ на базе танка «Шерман» под руководством специалистов компании REME. Вместо бензинового двигателя фирмы «Форд» решили установить дизельный от «Шерман» III. БРЭМ получила возможность работать на глубине до 3,05 м (при условии штиля). Были установлены дополнительные лебедки, в комплект навесного оборудования включили деревянные трап-сходни, которые применялись при высадке БРЭМ с борта десантного корабля для плавного схода в воду у берега, а также индивидуальные средства спасения для экипажа. Такие БРЭМ довольно успешно применялись в ходе высадки войск союзников. Был случай, когда одна такая машина была по ошибке высажена не на назначенный участок, а прямо перед позициями немцев, которые были немало удивлены необычным видом машины и сочли ее за новое «секретное оружие».

БРЭМ

Следует упомянуть, что фирма REME, разработавшая эти БРЭМ, создала другой необычный образец — плавающий бронированный транспортер на базе трактора «Катерпиллер» D8. Эти машины также использовались в операции в Нормандии, хотя и не в таких масштабах, как БРЭМ на шасси танка «Шерман».

Сайт управляется системой uCoz