Бронеавтомобиль БА-10

Бронеавтомобиль БА-10

Первый трехосный бронеавтомобиль БА-10 был построен в 1932 году на Горьковском автозаводе и стал логическим завершением серии трехосных бронеавтомобилей, начатой в годы Первой мировой войны. БА-10 был построен с использованием и асси грузовика общего назначения ГАЗ-AAA, подвеска и некоторые другие элементы которого были усилены. Компоновка машины была несколько старомодной: двигатель под бронированным капотом размещался впереди, а башня была установлена в задней части корпуса над сдвоенными задними мостами. Существовало несколько вариантов вооружения машины — с 37-мм танковой пушкой или 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом ДШК, позднее на них стали устанавливать 45-мм пушку.

Как и ряд других советских бронированных машин, БА-10 имел возможность использовать цепи или гусеницы для преодоления грязи и снега, а запасные колеса устанавливались таким образом, что при преодолении препятствий они частично принимали на себя нагрузку. Экипаж машины составлял четыре человека, один из которых был стрелком 7,62-мм пулемета, установленного в передней части надстройки корпуса справа от механика-водителя. Последующие модификации были известны как БА-32, хотя более поздние версии получили обозначение БА-10М. Эти машины впервые появились в 1937 году и были оснащены башней от танка Т-26Б с 45-мм пушкой. На них также ставились башни от танков БТ-3 и экспериментальных легких танков Т-30. Одной из модификаций БА-10 стал плавающий бронеавтомобиль БАЗ, созданный в 1932 году под впечатлением от немецких разработок аналогичной машины того времени. Их было произведено только несколько штук. На начало войны с немцами на вооружении стояло около 1200 бронеавтомобилей семейства БА-10, однако в тяжелых боях 1941-1942 годов большое их количество было уничтожено или захвачено немцами, которые сочли возможным взять их себе на вооружение. Так как машины являлись недостаточно маневренными для действий совместно с танковыми подразделениями, их передали в части, которые вели борьбу с партизанами в СССР и на Балканах. В германской армии они получили обозначение бронированная разведывательная машина (Panzerspahwagen) BAF 203(r).

После 1942 года БА-10 начали снимать с вооружения, переводя оставшиеся машины в разряд бронетранспортеров, для чего с них снимали башни и переоборудовали боевое отделение в десантное.

Hosted by uCoz