В 1920 — 30-х годах танкетки находились в центре внимания военных экспертов, и СССР не стал исключением. К концу 1930-х годов советские танкостроители уже прошли стадию разработки легких танкеток с экипажем из одного человека, были созданы машины с двухместным экипажем и конструкторы вплотную приблизились к созданию легких танков. К началу германского вторжения 1941 года Красная Армия имела на вооружении значительное количество легких танков, созданных с учетом опыта предшествующих лет. Одним из них был легкий плавающий танк Т-40, созданный в 1940 году. Эта машина явилась продолжением серии, начало которой положил в начале 1930-х годов легкий танк Т-27, за которым последовали Т-33, Т-34 (не путать со средним танком Т-34),Т-36, Т-37иТ-38. Серийное производство Т-40, который, в отличие от своих предшественников, был плавающим, началось в конце 1940 года, поэтому к началу Великой Отечественной войны успели выпустить лишь около 230 таких машин. Т-40 был вооружен двумя пулеметами калибров 7,62 и 12,7 мм, толщина брони варьировалась от 6 до 13 мм. Вскоре от выпуска этих танков отказались, а их шасси использовали как базу под установку для реактивных минометов.
Наращивание производстваНа базе плавающего Т-40 была разработана и его сухопутная версия T-40C. Поскольку с началом войны возникла острая потребность в дополнительных вооружениях, этот танк запустили в производство под обозначением Т-60. Однако вскоре выяснилось, что даже с новым вооружением — 20-мм пушкой и спаренным 7,62-мм пулеметом — танк не подходит для ведения боя из-за слабой броневой защиты и постоянных отказов материальной части. Не устраивала специалистов и его проходимость — Т-60 не мог двигаться по местности, вполне пригодной для другой бронетехники. Эти машины выпускали вынужденно, поскольку это был самый легкий и простой путь дать войскам хоть какие-то средства поддержки. На Т-60 устанавливали тракторный мотор, немало узлов подвески также были заимствованы у тракторной техники, и лишь в 1942 году появился Т-60А с усиленной лобовой броней (35 мм вместо 25 мм) и усовершенствованной подвеской.
С конца 1941 года начались работы по созданию нового танка, призванного заменить Т-60. В результате появился Т-70, вооруженный пушкой калибра 45 мм и спаренным 7,62-мм пулеметом. Конечно, это оружие было неэффективным против тяжелых немецких танков, но оно значительно превосходило огневые возможности Т-40 и Т-60. Было усилено бронирование — теперь лобовая броня обеспечивала надежную защиту от пуль, осколков снарядов и попаданий бронебойных выстрелов калибром до 37 мм. Экипаж по-прежнему состоял из двух человек — командиру приходилось выполнять также функции наводчика и заряжающего, что не способствовало взаимодействию подразделений и частей на поле боя.
Выпуск Т-70 и его модификации Т-70А был прекращен в октябре 1943 года, к тому времени было произведено 8226 таких танков. В целом эти машины объективно не могли показать в бою блестящие результаты, поэтому их использовали в основном для непосредственной поддержки пехоты. К 1943 году стало ясно, что модель исчерпала себя, однако конструкторы решили продлить ее жизнь, создав Т-80. Попытка оказалась безуспешной, и вскоре после начала выпуска проект закрыли, а производственные мощности переориентировали на изготовление комплектующих для самоходных артиллерийских установок СУ-76.