В первые послевоенные годы в СССР был создан артиллерийский бронированный тягач АТ-П, предназначенный для буксировки противотанковых пушек и гаубиц калибра до 122 мм. Впоследствии ему на замену разработали многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБ, который первоначально использовался для буксировки 100-мм противотанковых пушек Т-12, а затем получил большое распространение и для выполнения других задач.
КонструкцияЭкипаж машины располагался в передней части корпуса в отделении управления, за которым по левому борту установили двигатель. В кормовой части оборудовали транспортно-десантное отделение, в котором могли разместиться до 11 мотострелкоЕ с вооружением. Посадка и высадка десанта осуществлялись через две двери в корме и/или два верхних люка. В передней части корпуса справа был установлен 7,62-мм пулемет во вращающейся башенке с ручным механизмом поворота. Ходовая часть включала торсионную подвеску, по бортам — по шесть опорных катков, таких же, как у танка ПТ-76 и БТР-50, ведущему колесу (впереди)и ленивцу (сзади). Стандартная гусеница имела ширину 350 мм, однако при действиях на снежной целине или на очень мягком грунте для снижения удельного давления и повышения проходимости устанавливали гусеницы с широкими траками (565 мм). В советском Заполярье МТ-ЛБ использовались в качестве БМП.
МТ-ЛБ — плавающая машина, движение на плаву с максимальной скоростью 6 км/ч обеспечивается за счет вращения гусеничных лент. В стандартную комплектацию входили приборы ночного видения и система защиты от ОМП. На шасси базовой модели были созданы командирская МТ-ЛБУ, MT-COH с РЛС засечки стреляющей артиллерии, ЗРК «Стрела-10» с четырьмя ПУ ЗУР, инженерная машина с бульдозерным отвалом и передвижная техническая мастерская МТЛ-ЛБ. Последняя также могла использоваться как БРЭМ — в передней части корпуса установили А-образную стрелу крана, имелась лебедка и другое специальное оборудование. Наконец,на шасси МТ-ЛБ была создана самоходная 122-мм гаубица 2С1 «Гвоздика», которая в конце 1970-х годов была принята на вооружение Советской Армии и до сих пор остается в строю не только в странах бывшего СССР, но и во многих других государствах мира.